• Новогодняя акция Русфонда
  • «Благотворительность вместо новогодних сувениров»
  • Приглашаем компании к участию!
ДЦП в большом городе
10.12.2018
О желании  <br/>
танцевать, несмотря <br/>
ни на что
О желании
танцевать, несмотря
ни на что
Жизнь. Продолжение следует
7.12.2018
Была бы цель,<br/>
а путь для нее<br/>
найдется
Была бы цель,
а путь для нее
найдется
Катя Богунова и ее дети
26.11.2018
Необычная история<br/>
про велосипед <br/>
для Коли
Необычная история
про велосипед
для Коли
Яндекс.Метрика
За 22 года — 12,398 млрд руб. В 2018 году — 1 464 181 212 руб.
21.11.2018

Образование

Научить эмпатии

Как мировые тренды и идеи в образовании воплощаются в частных школах России


Кристина Соловьева,

журналист, специально для Русфонда

Илья Рождественский,

корреспондент Русфонда



Значительная часть воспитанников школы «Летово» учится бесплатно за счет стипендий

Главные тренды в мировом образовании сейчас – готовность учиться всю жизнь в силу беспрецедентных перемен в экономике; умение ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации; развитие у детей творческого начала и критического анализа. Российские частные школы тоже верны этим идеям. Но еще один важный тренд – создание условий и поддержки для ребенка в сложной ситуации, связанной с его здоровьем, – пока не взят на вооружение. Русфонд помогает тяжелобольным детям, которые часто вынуждены подолгу пропускать школу, поэтому нам было интересно поговорить с руководителями российских частных школ не только о принципах нового образования, но и о том, важно ли учить обычных детей учиться рядом с особенными.


Виды свободы


Частные школы, как правило, привлекают клиентов, постулируя новый подход к образованию. «Идея в том, чтобы воспитывать детей в первую очередь осознанными, потому что осознанный ребенок знает, когда надо делать уроки, а когда можно отдохнуть, умеет делать выбор, понимает риски и умеет нести ответственность за свои решения», – говорит руководитель кафедры спорта и отдела маркетинга «Новой школы» Владимир Долгий-Рапопорт.

Занятия в «Новой школе»



«Новая школа» открылась в 2017 году на средства основателя благотворительного фонда «Дар» Никиты Мишина. «Мы создаем среду, где ребенку комфортно учиться и по основной, и по дополнительной программе. Важно и то, что дополнительные программы открыты не только для наших учеников, но и для всех. Так мы избегаем "парникового эффекта" частных школ, когда дети кроме своих одноклассников никого не видят», – отмечает Долгий-Рапопорт.

«Дополнительные программы открыты не только для наших учеников, но и для всех желающих. Так мы избегаем "парникового эффекта" частных школ»
«Ключевой фактор для нас, помимо знаний ребенка, – совпадение представлений школы и семьи об образовательном процессе. Если родители и школа расходятся во мнении, то для ребенка это очень плохо и его учебные и личностные результаты будут гораздо хуже, чем в обычной школе. В этом году у нас был очень высокий конкурс и многие семьи обижены, что мы их не взяли. Но мы понимаем, что через месяц эти же родители придут к нам и скажут: вы неправильно воспитываете наших детей, даете им слишком много свободы, не заставляете делать домашнее задание и так далее», – заметил руководитель кафедры.

Под свободой в «Новой школе» понимают самостоятельный выбор учеником дополнительных курсов, выражение несогласия с мнением учителя. Каждый руководитель кафедры сам решает, по какой программе ему работать, давать или не давать домашнее задание, какую использовать систему обратной связи. Обучение состоит из трех частей. Первая – общая школьная программа, вторая – самостоятельная работа, когда ребенок готовится к следующему дню и делает домашнее задание. А третья часть – индивидуальная дополнительная программа. Таким образом ребенок находится в школе с 9:00 до 18:00.

Миссия «Хорошколы» – совместно с родителями помочь детям раскрыть свое предназначение



Схожих принципов придерживаются и в московской «Хорошколе», идеолог и учредитель которой – Яна Греф, жена главы Сбербанка Германа Грефа. «У каждого ученика своя система целей и план их достижения. При этом речь не идет о том, чтобы всюду достичь максимума. Для большинства детей это невозможно. Даже для самых сильных это может кончиться перегрузкой и потерей интереса к учебе, – объясняет директор "Хорошколы" Елена Булин-Соколова. – Как учитель помогает ребенку в достижении его целей? Учитель дает задания, выполняя которые ученик двигается дальше, затем смотрит на его результат и дает совет, что еще можно улучшить».

По ее словам, любой ребенок, который способен учиться в «обычной» школе, может учиться и здесь. Главное, чтобы родители и дети разделяли здешний подход. «Может показаться, что все родители заинтересованы в максимально честном выставлении оценок или самостоятельности своего ребенка. Но зачастую это не так. Родители считают, что учитель должен приучать ребенка делать то, что ему не хочется, но "надо". Или, приводя в школу третьеклассника, просят гарантировать высокие баллы на ЕГЭ. Мы такой гарантии дать не можем – мы можем лишь наметить план и предложить его вовремя пересмотреть, если у детей возникают трудности», – подчеркивает директор.


Востребованное дело


Спрос на частные школы в России растет. По оценкам аналитиков «Нетология-групп», если сейчас на частные школы приходится 1,8% всех российских школ, то уже к 2021 году этот показатель может вырасти до 6%. Фонд общественного мнения провел опрос в 2016 году и выяснил, что 13% предпочли бы отдать своего ребенка в частную школу, а еще 21% сочли, что в частных школах условия лучше и качество образования выше. Средняя стоимость обучения в московских частных школах составляет около 80 тыс. руб. в месяц, в Санкт-Петербурге – примерно 35 тыс. руб.



Из Подмосковья в Сингапур


«Для нас важно понять, согласны ли родители с тем, что одна школа, без семьи, не может воспитать человека, патриота и гражданина», – рассказывает бывший вице-президент «Норникеля» Анатолий Авдеев, который сейчас руководит центром «Инновационное образование», основанным женой Юрия Лужкова Еленой Батуриной. По словам Авдеева, гимназия появилась потому, что детям из состоятельных семей в Одинцовском районе сложно было найти школу с необходимым уровнем преподавательского состава и достойными условиями обучения.

«Сегодня можно сидеть в Жуковке и работать в Сингапуре, и мы должны готовить детей к этому. Чтобы они могли не потеряться в любой
точке земного шара»
Цель школы Авдеев описывает так: выпускать детей, которые мыслят «со скоростью мегаполиса, но живут в комфортной подмосковной среде». «Сегодня можно сидеть в Жуковке и работать в Сингапуре, и мы должны готовить детей именно к этому. Чтобы они могли не потеряться в любой точке земного шара», – говорит Авдеев. Центр регулярно организует туристические поездки в разные регионы страны, эти экскурсии пользуются у детей популярностью. «Я хочу, чтобы мной через пару десятилетий управляли достойные люди, знающие и любящие свой край и свою страну», – заключает Авдеев.

Еще одна задача школы – предотвращение оттока российской молодежи за рубеж за счет конкурентного образования и воспитания патриотизма. «Здесь их круг общения, корни, история. Петр Первый тоже поехал учиться корабельному делу в Голландии, но затем вернулся и построил здесь флот, город. Наши дети тоже не должны быть оторваны от мира – пусть они учатся в лучших вузах, у лучших профессоров, а затем применяют свои знания на родине», – считает Авдеев.

«Первая московская гимназия» появилась по инициативе Елены Батуриной, супруги бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова



Собеседники Русфонда, работающие во всех трех школах, говорят, что пока не сталкивались со случаями, когда в школу поступал бы ребенок с инвалидностью, особенностями физического или психического развития. Не бывало и случаев, когда у кого-то из учащихся диагностировали бы тяжелую болезнь, которая могла бы помешать учебе или надолго вырвать ученика из учебного процесса. Но в том случае, если такое действительно произойдет, в школах обещают сделать все, чтобы ребенок по возможности от образовательного процесса не отрывался.


Глобальное мышление


В отличие от других школ «Летово» – некоммерческий пансион, значительная часть воспитанников учатся бесплатно за счет стипендий. Для этого учредитель и меценат проекта, бизнесмен Вадим Мошкович, сформировал стипендиальный фонд в 7 млрд руб.: «Я хочу обеспечить социальный лифт всем детям России. Моя мечта – чтобы способные дети со всей страны получили равный доступ к качественному образованию независимо от зарплаты родителей».

В школе «Летово» старшеклассники живут и учатся в билингвальной среде



В 2018 году по результатам экзаменов в 7–9-й классы зачислены 243 ученика из более чем 60 населенных пунктов. Возглавляет школу Михаил Мокринский, в прошлом – директор московского лицея №1535, занимавшего первые строчки в рейтинге российских школ. «Ребенок самостоятельно и осознанно выбирает интересующие его предметы, пробует и приобретает новый опыт. Программа гибко адаптируется под желания и способности ученика, позволяя ему гармонично развиваться в окружении друзей и единомышленников. Школьник получает все возможности для личного и интеллектуального роста, не испытывая давления и неадекватной нагрузки», – говорит Мокринский.

«Моя мечта – чтобы способные дети со всей страны получили равный доступ к качественному образованию независимо от зарплаты родителей»
По его словам, старшеклассники живут и учатся в билингвальной среде: все сотрудники пансиона – англоговорящие, все мероприятия в школе идут на английском. Дети готовятся к успешной сдаче не только ЕГЭ, но и экзамена IB (международного бакалавриата), что позволит им сдать экзамены по всем необходимым предметам в любой вуз в России или за границей. «Мы придерживаемся индивидуального подхода: ребята могут изучать предметы в разном темпе, а после уроков выбрать секции, творческие кружки или дополнительные занятия по основным предметам в зависимости от своих целей. Идея в том, чтобы выпускники смогли не только поступить в выбранные ими вузы, но и стать лидерами профессиональной, научной, культурной и общественной деятельности», – резюмирует Мокринский.

Отношение к здоровью учащихся в интервью «Ведомостям» ранее высказывал сам Мошкович: «Цель школы – дать ребенку путевку в жизнь. Почему старшая школа? Потому что все легко измеряется: успех ребенка – это поступление в лучшие школы России и мира. Наш ребенок должен поступить. К этому мы должны дать ему здоровье. Вы видели, сколько здесь спорта? Каждый ребенок будет заниматься спортом вне зависимости от своего желания – это его обязанность. Дети должны быть здоровы, если они не готовы еще сами создавать эту культуру, мы ее создадим вместе с ними. В заключение – детей нужно обучить навыкам».

По словам двух педагогов школы «Летово», у них учатся несколько детей, у которых есть сложные заболевания, однако и само лечение выстроено так, что ребенок может посещать пансион, и образовательная программа адаптирована, чтобы не перегружать школьников.


Адаптация к миру взрослых



Проект образовательного комплекса «Точка будущего» на берегу иркутского водохранилища



Школа «Точка будущего» откроется 1 сентября 2019 года в Иркутске. Идея принадлежит российскому бизнесмену Альберту Авдоляну, финансирует «Точку будущего» его благотворительный фонд «Новый дом». По словам президента фонда Ирины Беляновой, изначально идея была в том, чтобы построить детдом или отреставрировать уже работающий. Однако потом Авдолян решил, что польза от такого проекта будет недостаточной, рассказывает Белянова: «Хорошо, детский дом. Но разве это сравнится с тем, что может дать семья? Даже с красивой мебелью и оборудованием он так и останется детским домом. Поэтому первоначальная идея трансформировалась в создание целого образовательного комплекса, на территории которого в коттеджном поселке будут проживать приемные семьи».

«Неважно, пойдут бывшие воспитанники детских домов в университет или в колледж, – главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни»
Каждая приемная семья будет иметь пять-шесть детей, один-два из которых могут быть и родные. К запуску планируется построить дома для проживания двадцати семей, чуть позже – еще для десяти. Заселение будет проходить за несколько месяцев до начала учебного года, чтобы новым жильцам хватило времени на адаптацию. «Миссия школы – дать возможность детям-сиротам жить на территории образовательного комплекса и ходить в детский сад и школу вместе с детьми из семей (их будут набирать обычным порядком через электронную очередь). Это новшество, аналогов нет нигде. Да, в России есть поселки, где проживают приемные семьи, но они живут очень обособленно. А здесь дети будут адаптироваться к окружающему миру», – замечает Белянова.

Фонд «Новый дом» заказал исследование, чтобы понять, какое количество приемных детей в классе будет оптимально. Выяснилось, что примерно 15%. Таким образом, из 1000 учеников около 150 будут сиротами. В конце августа стартовала программа набора в поселок приемных семей. Подбор семей, которые получат дом на территории образовательного комплекса, проводится совместно с государственными органами опеки. Даже до официального начала набора поступило 57 заявок.

Не важно, пойдут бывшие воспитанники детских домов после школы в университет или в колледж, – главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни, получили какие-то минимальные профессиональные навыки (для этого будут организованы специальные мастерские). «Часто сироты, покидая детдом, не имеют никакого понятия о настоящей жизни. По закону, когда им исполняется 18, государство предоставляет им жилплощадь, но нередко они быстро ее лишаются: продают за бесценок, становятся жертвами мошенников. А все потому, что они не приспособлены к самостоятельному существованию, и наша цель – научить их ответственно распоряжаться своей жизнью. Поэтому мы, конечно, будем стараться не терять из виду наших выпускников. А двери нашего комплекса всегда будут открыты для них», – заключает Белянова.

 Фото: архивы пресс-служб

Кому помочь
Сумма *

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.


Кому помочь
Сумма *
Валюта *

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

рассказать друзьям:
ВКонтакте
Twitter

comments powered by HyperComments версия для печати