Яндекс.Метрика

Видимо-невидимо

Можно ли оценить открытость благотворительного фонда?

Иллюстрация Юлии Замжицкой
Информационная открытость – самый весомый критерий оценки фандрайзинговых НКО. Так сказано в новом рейтинге российских благотворительных фондов, который выпустило пару недель назад рейтинговое агентство RAEX. Для Русфонда открытость тоже крайне важна. Мы ежемесячно рассказываем жертвователям, на что пошли их деньги, готовим подробные годовые отчеты. Но кажется, RAEX и Русфонд понимают открытость по-разному. Наш фонд по сумме всех показателей второй в рейтинге, а по открытости – лишь 38-й. Мы обсудили проблему с одним из авторов рейтинга.

Откуда цифры

Рейтинг фондов RAEX – это прежде всего математика, с которой бессмысленно спорить. Программа, которая на основе загруженных в нее данных выводит рейтинговое число каждого фонда по шкале от 1 до 100. У «Подари жизнь», лидера рейтинга, – 91,37. У Русфонда – 90,63. У фонда «Вера», третьего в рейтинге, – 85,43.

Данные для программы – это набор чисел, для определения которых не надо особо умничать: человеческий фактор и тут сведен почти к нулю. Взять, например, критерий «доступность информации о реализуемых фондом программах». Имеется на сайте раздел с актуальным списком программ – фонд получает 3 балла. В список затесались закончившиеся программы – 2. Раздела «Программы» нет вовсе – единица. У каждого критерия свой вес. Так, общая сумма собранных фондом средств очень существенна, а доля рекуррентных платежей – не особо.

– Наш рейтинг уникален тем, что он абсолютно открытый: все данные, вся методология доступны, – говорит директор исследовательских проектов RAEX Дмитрий Миндич. – Любой может повторить и проверить наши расчеты.

Рейтинг не предполагал углубленного исследования работы каждого из сотен фондов. Источники информации просты: сайты фондов и их страницы в соцсетях, их бухгалтерская отчетность и отчеты в Минюст, а также анкета (на нее ответили 15% из более 800 попавших на рассмотрение организаций). Зато, раз все формализовано, нет предмета для споров и сомнений. В отличие, скажем, от рейтинга фондов Forbes, где учтены мнения экспертов. «Кто их выбирал? Почему я должен им верить?» – спросит скептик.

Непонятная прозрачность

Частные жертвователи пока мало замечают рейтинг. Но компании, выбирая НКО для сотрудничества, порой уже смотрят на ее позицию в рейтинге, говорит Миндич. Некоторые корпоративные фонды даже используют свою позицию для отчета перед своими создателями. Так что прозрачная методология и четкость критериев начинают приносить плоды.

Вопрос только в том, откуда эти критерии взялись. Кто решил, что именно они важны? RAEX основывается на опросе представителей фондов, объясняет Миндич. Но в конечном итоге определяет критерии само, и к тому же без учета мнения жертвователей и получателей помощи. Так что вопросы и сомнения вполне уместны.

Критерии в рейтинге разбиты на три группы: масштаб работы, прозрачность, признание в обществе. Для разных видов НКО они важны по-разному. У RAEX на самом деле два отдельных рейтинга: в одном – корпоративные и частные НКО, в другом – фандрайзинговые. Для первых масштаб, по мнению агентства, существеннее открытости. Понятно: раз создатель НКО тратит собственные деньги, важнее, много ли потратил, а не насколько подробно отчитался. А вот у фандрайзинговых фондов прозрачность, по мнению RAEX, важнее масштаба.

Критериев прозрачности несколько десятков. Один из самых весомых среди них – информирование жертвователя о том, что часть его денег пойдет на административно-хозяйственные расходы (АХР) и в фонд оплаты труда (ФОТ). Причем для агентства неважно, какая именно доля сборов идет на АХР и ФОТ. Авторы рейтинга отлично понимают, что ее расчет – процесс во многом творческий, поэтому хотят лишь одного: чтобы фонды сразу, до перевода денег, извещали жертвователей, что такие расходы будут. У фонда «Дорога жизни», первого по прозрачности (и 20-го в общем списке), о возможности тратить пожертвованные деньги на АХР сказано прямо на странице «О фонде». У Русфонда (38-й по прозрачности, второй в общем списке), чтобы эту информацию найти, надо сделать на клик больше.

Не очень четким считает RAEX объяснение, как Русфонд выбирает, кому помочь, а кому нет.

Еще недостаток: наш фонд ежемесячно сообщает, скольким детям помог, но о всех расходах пишет только в годовом отчете – а надо, считает RAEX, тоже ежемесячно. Все это легко исправить.

Но еще авторы рейтинга полагают, что помимо обычного годового отчета фонда – длинного, подробного, понятного, – на сайте должны быть разные формы бухгалтерской отчетности. Есть большие сомнения, что это добавляет прозрачности. Извлечь что-то внятное из бухгалтерского баланса может только специалист, да и то не всегда. Ладно, баланс можно игнорировать – висит себе и висит. Но это лишь одно из многих неудобств, с которыми могут столкнуться фонды и их жертвователи. Скажем, возможен вариант, что пожертвование поступает напрямую получателю помощи и поэтому не проходит через бухгалтерию фонда. При том что фонд является организатором этого процесса, несет за него всю ответственность и поэтому отразит соответствующую сумму в годовом отчете. Получателем помощи в этом случае может быть больница, для которой фонд организовал закупку оборудования. Может быть мама ребенка, которой благотворитель, узнав о ее проблеме через фонд, решил пожертвовать деньги на лечение напрямую. А в результате образуется расхождение между публичным годовым отчетом и бухгалтерской отчетностью.

Позиция RAEX проста – если есть документы, почему бы не выложить их все на сайт, а причину расхождений объяснить в примечании. Но нужна ли сложная запутанная информация, которой почти никто не воспользуется? Тем более что знатоки бухгалтерии могут почти все найти на сайте Минюста и налоговой.

Впрочем, можно сколько угодно спорить по поводу отдельных критериев, а польза всего рейтинга несомненна. Понятная объективная многофакторная система оценки – вещь для России редкая и очень важная. Жалко, что рейтинг пока выходит только раз в два года. Благотворительная отрасль за это время успевает сильно измениться.

Оплатить
картой
Cloudpayments
Оплатить
картой
Payselection
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
QR и другое
Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от пожертвования можно здесь

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Скачайте из RuStore

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк Vk Pay Stripe